Лейпциг: "Музей Штази, «Проклятое место», «Круглый угол» - мифы и реальность"



В 1911 году Лейпцигское учреждение противопожарного страхования / Feuerversicherungs-Anstalt провело закрытый конкурс среди лейпцигских и дрезденских архитекторов на лучший проект здания для своего офиса на участке по адресу Dittrichring, 24, на краю исторического центра города.


Почти единогласно компетентное жюри выбрало проект фирмы «Weidenbach & Tschammer», но заказчик рассудил иначе, отдав предпочтение проекту архитектора Хуго Лихта / Hugo Licht (в соавторстве с Карлом Позером / Carl Poser).


В результате длительных переговоров был найден компромиссный вариант: реализацию проекта все-таки поручили фирме «Weidenbach & Tschammer», которая в 1912-1913 г.г. и построила здание, но сдержанный декор фасада был выполнен фирмой по мотивам проекта Х. Лихта и К. Позера.



Здание, получившее в народе прозвище «Runde Ecke» / «Круглый угол», не долго находилось в пользовании страховщиков.


И что тому виной – сказать трудно, С одной стороны, это место в Лейпциге носило название «Проклятого» - здесь в 13 веке стояла тюрьма. С другой стороны, у зданий, построенных страховщиками, судьба часто складывается «однонаправленно» - они рано или поздно попадают в пользование полиции или других спецслужб.


Такая же судьба ждала и «Круглый угол» - сначала здесь находилось гестапо, потом американские спецслужбы, затем советские. С 1950 года в «Круглом угле» размещалось Лейпцигское окружное управление Министерства государственной безопасности ГДР, которую часто именуют «Штази» по первым буквам названия министерства - «ШтаатсЗихерхайт».



В общем, особой любви «Круглый угол» не вызывал никогда. Последние крупные события дом видел в 1989 году во время массовых демонстраций жителей Лейпцига, требовавших реформы политической системы ГДР.


Сейчас на первом этаже здания располагается Музей Штази. Но прежде, чем рассказать о музее, считаем необходимым сказать несколько вводных слов о музее и о «Штази» в частности.


В нашей прессе МГБ ГДР очень часто присваиваются пропагандистские ярлыки «преступной организации», «машины всеобщей слежки за гражданами» и вообще - «центра зла и подавления свободы» и т.п. При этом наши авторы ссылаются на немецкие источники, а вот тут-то не все так просто и однозначно.


МГБ ГДР по аналогии с КГБ СССР объединяло в себе разные управления, работавшие по разным направлениям – разведка, контрразведка, оперативная техника, пограничная охрана и т.п.


При этом гражданам ГДР наибольшую «головную боль», а, как следствие, неприязнь и даже ненависть, доставляли два подразделения – пограничная охрана, которая применяла оружие при попытках перехода границы, и контрразведка, причем не вся, а те ее отделы, которые занимались идеологическими вопросами «антисоциалистической деятельности».


Это отношение и чувства граждан ГДР и использовали после объединения Германии спецслужбы ФРГ для «полного и безоговорочного уничтожения» своего самого страшного врага – МГБ ГДР.


Почему? Дело в том, что огромные по численности, прекрасно оснащенные и щедро финансируемые Федеральное ведомство по охране конституции, Федеральная разведывательная служба, Федеральная криминальная служба и Военная контрразведка экономически мощной ФРГ были практически бессильны против немногочисленной, но прекрасно организованной и высокоэффективной разведки МГБ ГДР, располагавшей агентами и источниками информации во всех крупных фирмах и печатных изданиях ФРГ, не говоря уже о министерствах, ведомствах, Бундестаге и даже Ведомствах Федерального канцлера и Президента.


Все усилия противодействовать работе разведчиков ГДР со стороны спецслужб ФРГ были мало эффективны, да и сегодня многих агентов МГБ ГДР удается выявить только благодаря анализу многочисленных архивов МГБ ГДР, которые, кстати говоря, достались западным немцам исключительно благодаря нашим перестроечным и постперестроечным политиканам, старавшихся таким образом заслужить «доброе имя» в Европе и запретившим вывезти архивы в нашу страну. А такие «подарки» в деятельности спецслужб, честно говоря, не приняты …


Конечно, нельзя забывать и о деятельности контрразведки ГДР, которая достаточно долго и эффективно боролась с прекрасно оснащенными технически средствами пропаганды союзников и ФРГ, вещавшими на всю территорию ГДР, сводя на нет все финансовые «вливания» в отдельные группы «демократической оппозиции».


После объединения Германии, когда пропаганда через средства массовой информации очень успешно создавала образ «Штази» как главного «душителя демократии», а следователи расследовали дела в отношении виновных в стрельбе в граждан ГДР, пытавшихся перейти границу с ФРГ, спецслужбы тихо и спокойно приняли в свои ряды бывших сотрудников МГБ ГДР, в том числе даже и тех, которые занимались «идеологией» (ведь бороться с инакомыслием – задача спецслужб любого государства!).


Но, как вы понимаете, МГБ ГДР была всего лишь спецслужбой государства, у руля которого стояли другие люди, которые и определяли политику государства, а «реализовывали» решения руководства страны полиция, прокуратура, суды, но немецкий обыватель очень «вменяем», особенно, когда ему не надо думать и на вопрос «кто виноват?» сразу предлагается короткий и простой ответ: «Штази!»…


Кстати, на вопрос, почему во время блокирования «Круглого угла» демонстрантами в 1989 году не произошло ни одного силового конфликта и не раздалось ни одного выстрела, а демонстранты просто разошлись, ответ предлагается только один – сотрудники Штази испуганно прятались за шторами и боялись выглянуть на улицу. Хороша ж «страшная спецслужба»!


Но вернемся к Музею.




При входе нас встречает мозаичное панно, украшавшее парадный вход и созданное в 1985 году скульптором Хельмутом Хуманном / Helmut Humann. Кстати, это панно стоило Лейпцигскому управлению МГБ 11 тысяч марок ГДР (ох, уж эти немцы с их страстью к бухучету!).




Видеокамеры, установленные по периметру здания, управлялись этим блоком.



А типовой пункт контроля системы охранного телевидения выглядел примерно так:



Надо отметить, что представленная в музее техника очень старая, так что любители «бондианы» будут разочарованы, а нам остается только «посочувствовать» тем сотрудникам наружного наблюдения, которые легко и непринужденно носили в небольшом кейсе или дамской сумочке огромный зеркальный фотоаппарат и старались хоть как-нибудь заглушить щелки затвора.




Прибавим сюда театральный грим, накладные усы, бороды и парики, которыми пользовались сотрудники наружного наблюдения.





Габариты, потребляемая мощность и выделяемое «жучками» тепло требовали большого искусства для их скрытой установки.



Системы мобильного видеонаблюдения тоже не «бондовские», в пуговицу рубашки не засунешь!



Знакомые из недавнего прошлого компакт-кассеты использовались для записи «прослушки».



А с агентурой гэдээровские контрразведчики встречались на типовых «кукушках» - конспиративных квартирах, оборудованных в обычных жилых домах.



Особое место уделено аппаратуре для перлюстрации корреспонденции. Различная техника от чайника, с помощью пара от которого вскрывались письма, до специальных столов.




Поддельные почтовые штемпели городов Западной Германии.




При обнаружении интересной информации – немедленный звонок руководству по спецсвязи!



В музее представлены подарки от братских спецслужб соцстран и от других подразделений самого МГБ.





Представлена различная атрибутика ГДР. Знаки отличия Народной армии ГДР:



Форма Союза свободной немецкой молодежи / FDJ:



В одном из кабинетов представлены макеты обстановки камеры предварительного заключения следственного изолятора полиции и кабинета тюремной фотосъемки.



На стенах музея - фотографии пограничных постов ГДР.



Здесь же - фотокопии различных документов времен ГДР – законы, постановления правительства, приговоры судов. Именно просматривая их, мы обнаружили, что список из более 150 приговоренных к смертной казни за время существования ГДР составляли в основном серийные убийцы, сексуальные маньяки и лица, совершившие крупные разбойные нападения. Приговоренных к исключительной мере наказания за шпионскую деятельность за всю историю ГДР и "Штази" оказалось всего несколько человек. Это - в продолжение сказанного выше.


Но самым впечатляющим, вернее сказать, шокирующим впечатлением от посещения музея для нас стала одна фотография и короткая информация, которые мы обнаружили в размещенных на стенах документах.


Это фотография ГИЛЬОТИНЫ (да, именно гильотины !!!), которая находилась в комплексе Верховного суда Лейпцига в специальном помещении приведения приговоров и применялась – вы только вдумайтесь! – вплоть до 1967 года!


Тут больше сказать нечего … Хотя, нет, вновь возникает вопрос: «А причем тут «Штази»?



Местность:  Лейпциг / Leipzig
Местоположение