Рим: "Римские мосты"



Честно говоря, поначалу мы не собирались посвящать римским мостам отдельный рассказ, просто хотели вставить их в соответствующие прогулки. Но потом в недрах домашней библиотеки был найден третий номер журнала "Архитектура СССР" за 1938 год ( это не опечатка - год действительно 1938) со статьёй советского инженера и архитектора Ивана Сергеевича Николаева (1901-1979) "Мост и город". Статья была посвящена старым мостам Западной Европы, и мы, не мудрствуя лукаво, решили предоставить слово специалисту, опубликовав здесь ту часть статьи, в которой речь идёт об античных мостах Рима. Текст публикуется без изменений, мы лишь частично поправили старую орфографию, приведя её в соответствие с существующими сейчас нормам.


Итак, текст - Иван Николаев, фотографии - наши, краткие комментарии в квадратных скобках - тоже наши.


... " Даже в античном Риме начало каменному мостостроению было положено только во II веке до н. э. До этого времени мосты были или деревянными целиком, или имели деревянные пролеты и каменные опоры.


Интересно отметить связь строительства городских мостов в Риме с необходимостью повысить обороноспособность города в пору Республики.


Первый мост через Тибр в Риме был деревянным (Pons sublicius). Он, по преданию, не имел ни одной металлической детали. На нем сражался национальный герой Гораций Коклес. Заграждая путь войску Порсенны, осадившему Рим в 500 году до н. э., он давал тем самым возможность римлянам разрушить за своей спиной мост и лишить противника средств переправы. Впоследствии, когда Ганнибал в 217 году до н. э. почти подходил к римским стенам, мосты через Тибр были также разрушены.


И эти мосты были также деревянными, причем не потому, что уровень технических знаний не давал возможности перейти к каменному мостостроению, но, главным образом, потому, что деревянные мосты легче было при надобности разрушить.


Пока не была окончательно обеспечена безопасность города, каменные мосты не строились. Через 20 лет после второй Пунической войны, в 181 году до н. э. поблизости от того места, где раньше стоял "Pons sublicius", был построен новый деревянный мост на каменных опорах - так называемый "Мост сенаторов". Лишь после окончательной победы Рима в третью Пуническую войну, когда ненавистный Карфаген был дотла уничтожен, взялись за постройку первого целиком каменного моста (142 год до н. э.). [Речь в статье идёт о мосте Ponte Rotto, его остатки лучше всего смотреть с современного моста Ponte Palatino]



О качестве этой постройки можно судить по тому, что мост простоял 1700 лет, пока в 1575 году не был капитально реставрирован. В реставрированном виде он простоял 23 года и рухнул во время наводнения в 1598 году. При реставрации моста архитектор Маттео ди Кастелло заботился больше о скульптурном его оформлении и не доглядел за тем, что подрядчик, производивший каменные работы, заменил античный камень бутом. Почти перед самой смертью Микеланджело этому великому мастеру была поручена реконструкция моста, но вскоре заказ был отобран по той, якобы, причине, что Микеланджело тратил слишком много камня. Отсюда ясно, что Микеланджело, как опытный строитель, отдавал себе отчет в необходимости больших затрат на ремонт моста, простоявшего более полутора тысячелетия.



Из пяти арочных пролетов этого моста до нашего времени сохранился один пролет. Очертания арки - полуокружность, пролет 24,4 м. Устой шириной в 7,92 м облегчен нишей, отвечавшей античной разгрузочной арочке, составлявшей особенность римских мостов республиканского периода. Рельефы на щековых стенах моста относятся к эпохе Возрождения, первоначально мост был оформлен скромнее.



Руины этого моста дали повод к его современному названию "Ponte Rotto" ("разрушенный мост").



Следующими по времени сооружения были два моста, соединявшие Тибрский остров с обоими берегами, - левый по течению называется мостом Фабриция, правый - мостом Цестия. Оба моста построены в 69 - 57 гг. до н. э., т. е. совпадают с началом деятельности Юлия Цезаря. К этому времени внешние враги были окончательно обезврежены и не угрожали Риму. Внутренний враг, Спартак со своей армией рабов за 3 года до того был также уничтожен.


Раньше был построен мост Фабриция, соединяющий остров Тибра с левой стороной города. Яникульская правая сторона города в те времена еще не была застроена. Этим и объясняется тот факт, что мост Фабриция был построен раньше моста Цестия и получил более богатое и изящное оформление.



Прекрасно сохранившийся до наших дней мост Фабриция имеет две больших круговых арки в 24,5 м и 24,25 м и среднюю опору с малой аркой пролетом в 6 м. Пять арок несколько приподняты над центром, вследствие чего он кажется слегка сегментным. Притеска камней в арках сделана артистически, благодаря чему мост устоял на протяжении двух тысячелетий, несмотря на сильнейшие наводнения и землетрясения. (сноска внизу страницы: "Необходимо учесть, что, несмотря на широкое применение бетона в арках и сводах гражданских зданий, римляне в мостостроении прибегали за очень редкими исключениями, только к квадровой кладке без раствора. Можно реально представить себе искусство притески травертиновых клиньев, если учесть, что поверхность постели от 1,5 х 1 до 1,5 х 9 м в каждом из клиньев, число которых в каждой арке по фасаду достигало 60. Малейшая выпуклость привела бы здесь к неравномерности напряжения и вызвала бы трещины и впоследствии разрушения.")


Однако, кроме стремления к прочности, уже в этих ранних мостах времен Республики сказалось отношение римлян к мосту, как к элементу городского ансамбля. Особенно ясным это становится при анализе композиции моста Фабриция. Здесь очевидно стремление архитектора связать общую композицию с пропорциями и деталировкой. Отношение большой арки к малой равно 4 : 1, средней опоры к пролету 1 : 2, высота пилястр к пролету 1 : 1, ширина моста к большой арке как 4 : 1. Верхняя линия моста (проезжая часть и парапет) - горизонтальна, на среднем участке, от середины больших пролетов она слегка опускается к берегам. Профилировка тяг и пилястр оригинальна и смела по рисунку (сильно вынесенный каблук несет полку).



Мост Цестия был частично перестроен в конце XIX века в связи с очисткой русла Тибра. Первоначально он имел среднюю арку в 22,5 м и две крайние по 5,6 м. По прочности он не уступает мосту Фабриция, но выполнен грубее, хотя, по-видимому, с соблюдением тех же принципов, что и мост Фабриция.




Типичным для всех этих трех мостов (мосты: Сенаторов, Фабриция, Цестия) являются устои, самостоятельно воспринимающие нагрузку от каждого пролета, благодаря наличию разгрузочной арки. Хотя устройство последней и объясняют потребностью создать дополнительные сечения для паводка, все же главное заключалось в ином, именно - в стремлении изолировать один пролет от другого, чтобы иметь возможность при случае разрушить один пролет и сохранить часть моста. Такое подчинение архитектуры моста требованиям обороны города было характерно для республиканского времени, когда Рим неоднократно подвергался опасности. Однако строитель моста отдавал себе также отчет в композиционном значении арки как архитектурной темы и трактовал ее в двух контрастных масштабах. Это видно из того, что и мост Фабриция, и мост Цестия имели малые арки уже в пределах береговых устоев, у самых краев. Утилитарного назначения они не имели и были поэтому впоследствии застроены, отчего архитектура этих мостов сильно проиграла.



Создав мосты Цестия и Фабриция, связанные архитектурно с островом и набережной, римляне показали себя творцами ансамбля, и в этом отношении их учениками являлись мастера Возрождения.


В императорскую пору римляне также всегда стремились увязать мост с архитектурным ансамблем города. Мост Адриана [здесь речь идёт о мосте св. Ангела], служивший подходом к мавзолею Адриана (ныне замок св. Ангела), относится ко времени высшего расцвета римского мостостроения. Отношения и пропорции здесь усложнены и не столь ясно подчинены кратности. Арки снабжены архивольтами, обломы изысканны, введена скульптура. Мост, связанный верхней линией с берегами, невысок, отчего и пролеты даны сравнительно меньших размеров (18 м). На опорах отсутствует разгрузочная арка, опора оформлена тяжелее и монументальнее выражает свою сущность.




Этот мост, построенный почти одновременно с мавзолеем Адриана в 136 году н. э., не предназначался для городского движения и имел вместе с мавзолеем чисто мемориальное назначение. тем не менее, он шире всех прочих мостов (ширина его 11 м), что объясняется тем, что по нему проходили процессии, а также желанием строителя придать преобладание горизонтали в сечении моста, поскольку он является подступом к надгробию.




Надо отдать должное строителю этого моста: мост монументален и органично увязан с мавзолеем. Здесь совершенно очевидно полное овладение техникой, которая позволяет, не принижая инженерное искусство, поставить его на службу архитектурной идее.




Палладио, а до него Альберти, утверждали, что мост Адриана в древности имел покрытие. Альберти даже указывает число мраморных колонн, именно 42, на которых лежал архитрав и бронзовое покрытие с замечательным убранством, остатки которого он "созерцал с благоговением".



Именно Альберти папа Николай V поручил восстановление галереи на мосту после катастрофы 1450 года. В этом году праздничная процессия пилигримов, следовавшая за папой, который ехал на осле (шествие на "осляти"), заполнила мост и, напирая на парапет, опрокинула его, вследствие чего 150 человек утонуло в Тибре.




Альберти мог "созерцать" остатки римских галерей моста, очевидно, только во время последующих солидных реконструктивных работ. Но о них Альберти не обмолвился ни одним словом, хотя его труд писался в те же годы. (сноска внизу страницы: "Это объясняется тем, что свой труд Альберти посвятил и читал папе Николаю V, с которым и приключилась эта история, о которой лучше было молчать".) Одновременно с Альберти был привлечен к работе А. Росселино, который выполнил новый парапет и соорудил две, впоследствие разрушенные, капеллы у въезда на мост. (ссылка внизу страницы: "Современные статуи, украшающие мост, принадлежат Бернини и его ученикам. Лично Бернини принадлежит ангел с крестом".) [Современные источники говорят, что Бернини является автором двух ангелов: с крестом и с табличкой]









Возвращаясь вновь к античному Риму, упомянем, что наряду с перечисленными четырьмя мостами: Сенаторов, Фабриция, Цестия, Адриана, город имел еще несколько мостов, а именно: мост Нерона, или Триумфальный, оформленный наиболее богато, но не сохранившийся, мост Аврелия - ныне Ponte Sisto, капитально переделанный впоследствии папой Сикстом, мост императора Проба и мост Агриппы (последние два моста также не сохранились). Не считая республиканского моста Милвия, находившегося в нескольких километрах от города, Рим императорской поры имел не менее чем 8 мостов через Тибр, что было, конечно, роскошью для своего времени. Река, таким образом, впервые вошла как органическая часть города в его ансамбль." ...




Местность:  Рим / Rome
Местоположение