Берлин: «Ганзейский квартал» - выставка достижений строительного хозяйства



Берлинский жилой район «Ганзейский квартал» / «Hansaviertel» находится практически в центре немецкой столицы рядом со станцией метро «Hansaplatz» линии U9.



До 1870-х годов эта местность в излучине Шпрее представляла собой болотистую пустошь. Но после образования в 1871-м году единой Германской империи Берлин, бывший на протяжении веков столицей Прусского королевства, стал столицей и всего немецкого рейха. Естественно, население города начало стремительно расти. В середине 19-го века в Берлине проживало 500 тысяч человек, а к концу того же столетия численность населения достигла 2,7 миллионов. Жилья в городе стало катастрофически не хватать, и в 1872-м году болотистую пустошь, расположенную между Тиргартеном и Шпрее, решено было превратить в жилой квартал.


После окончания работ по осушению территории Берлинско-Гамбургская компания недвижимости в 1880-х годах приступила к застройке местности. К началу прошлого века на бывшем болоте вырос новый жилой квартал, получивший название «Ганзейский».


Район представлял собой плотную квартальную застройку. Центром квартала стала площадь Ханзаплац, от которой лучами расходились шесть улиц.



Вдоль улиц стояло около 300 четырёх- и пятиэтажных домов с дворами-колодцами. Архитектура зданий была абсолютно типичной для Германии эпохи грюндерства. Проживало в этом престижном берлинском квартале около 15 000 человек.


В войну в результате бомбардировок союзной авиации старый Ганзейский квартал был разрушен на 90%, и вопрос его восстановления даже не обсуждался. В 1953-м году сенат Западного Берлина принял решение о строительстве на этом месте нового жилого района. Причём решение это имело не только административно-хозяйственное, но и важное политическое значение.


Дело в том, что в начале 1950-х в Восточном Берлине началось строительство амбициозной Сталин-аллее, позже переименованной в Карл-Маркс-аллее. Новый Ганзейский квартал должен был стать достойным противовесом социалистическому проспекту.


Одновременно с принятием решения о строительстве нового Ганзейского квартала Западный Берлин начал готовиться к проведению Международной строительной выставки. Планировалось, что выставка пройдёт в 1956-м году, но открыть её смогли лишь годом позже. В рамках этой выставки в 1953-м году был объявлен международный конкурс на застройку территории Ганзейского квартала. Главными критериями проектов этого «города завтрашнего дня» были функционализм и рациональность.


Пока архитекторы разных стран трудились над своими проектами, расчищенная от руин территория была поделены на участки, причём очень большой процент площади будущего района был отведён под зелёные зоны. Новый образцово-показательный квартал, который с юга граничит с огромным Тиргартеном, должен был и сам по себе стать зелёным оазисом в центре мегаполиса.



Над проектами зданий Ганзейского квартала работали 53 архитектора, причём 19 из них были иностранными, и 10 ландшафтных архитекторов. К декоративному оформлению района были привлечены художники и скульпторы. В результате этого интернационального сотрудничества в новом Ганзейском квартале появилось 39 жилых и общественных зданий.



Центром нового квартала по-прежнему осталась площадь Hansaplatz, на которой находится одноимённая станция метро. Северный выход расположен на Altonaer Strasse. В небольшом сквере около северного выхода установлен камень с металлическим планом района.


Рядом с северным выходом метро находится комплекс одноэтажных торговых строений, объединённых единой крышей и внутренними дворами.




В этом же комплексе находился кинотеатр, переоборудованный ныне в театральный зал.



На противоположной стороне улицы высится колокольня католической церкви Св. Ансгара, построенной в 1957-м году на месте разрушенного в войну храма с тем же названием.



Автор проекта храма и дома церковной общины - берлинский архитектор Вилли Кроер / Willy Kreuer. В главном портале церкви находятся три двери, обитые медными листами с 12 барельефами, иллюстрирующими сцены из жизни святого Ансгара.



К юго-западу от Ханзаплац отходит улица Klopstockstrasse, названная в честь немецкого поэта 18-го века. С левой стороны улицы находится южный вход в метро. Наружная стена входа в метро представляет собой созданное в 1958-м году 10-метровое мозаичное панно с абстрактными мотивами. Автор рисунка - художник Фриц Винтер / Fritz Winter, а автор мозаичных работ - Август Вагнер / August Wagner.



Южный вход в метро соединён крытым переходом со зданием районной библиотеки (Altonaer Strasse, 15).



Автор библиотечного здания - берлинский архитектор Вернер Дюттманн / Werner Düttmann. Во время проведения Международной строительной выставки в 1957-м году это одноэтажное здание служило экспозиционным помещением, а год спустя в нём открылась районная библиотека. Во внутреннем дворике библиотеки разбит сад, служивший летней читальней. В саду устроен небольшой бассейн и установлена бронзовая инсталляция «Vegetative» (1957 г., скульптор Bernhard Heiliger).


Позади библиотеки высится десятиэтажный дом, получивший название «шведский» (Altonaer Strasse, 3-9).



Этот столь привычный для нашего времени жилой дом спроектировали архитекторы Фриц Йенеке / Fritz Jaenecke и Стен Самуельсон / Sten Samuelson, оба из Мальмё.



На южную сторону выходят лоджии, а с северной стороны находятся вынесенные за плоскость фасада лестничные клетки и открытые галереи со входами в квартиры. В этом длинном доме уместилось 68 4-х и 5-комнатных квартир.



Сбоку от «шведского» дома установлена инсталляция «Рассвет # 1».



Этот почти четырёхметровой высоты арт-объект из листовой стали изготовил в 1957-м году Берто Лардера / Berto Lardera.


Около «шведского» дома выходим на Altonaer Strasse и двигаемся по ней в южном направлении. Справа за деревьями стоит необычное «зубчатое» трёхэтажное здание (Altonaer Strasse, 1).



Нижний этаж длинного блока предназначен для небольших офисов, а два верхних этажа занимают двухуровневые квартиры. Причём вход в офисы расположен с одной стороны здания, а входы в квартиры - с противоположной.




Автор этого интересного сооружения - берлинский архитектор Пауль Баумгартен / Paul Baumgarten.



Огибаем этот жилой блок и парковой дорожкой выходим на Händelallee. Справа вдоль загибающейся длинной петлёй Händelallee расположены одноэтажные индивидуальные коттеджи и таунхаусы.




Все жилые особнячки спроектированы разными архитекторами.



К сожалению, сфотографировать ни один из них толком с улицы невозможно, поэтому мы просто для примера приведём фото этого участка из альбома, посвящённого постройкам Ганзейского квартала.



А на южной стороне Händelallee возвышается железобетонная колокольня евангелической церкви памяти императора Фридриха / Kaiser-Friedrich-Gedächtniskirche (Händelallee, 20).




Церковь построена на фундаменте предыдущего храма, разрушенного в войну. Автор проекта - берлинский архитектор Людвиг Леммер / Ludwig Lemmer.



Входная дверь церкви оформлена алюминиевым барельефом с изображением Святого Георгия.



Кстати, интерьеры церкви тоже заслуживают внимания. Прежде всего бросается в глаза стеклянная стена с орнаментом, названным Георгом Майстерманном, автором этого творения, «Торжество света». Поблёскивающая мозаика алтарной стены выполнена самим архитектором в сотрудничестве с Хансом Вагнером.


К слову сказать, все интерьеры церкви оформлены за счёт добровольных пожертвований как отдельных прихожан, так и медийных персон того времени. Например, алтарь подарил первый канцлер ФРГ Конрад Аденауер, алтарную библию - первый президент ФРГ Теодор Хойс, а алтарный пульт - медиамагнат Аксель Шпрингер. Ганзейские города Гамбург, Бремен и Любек подарили церкви колокола, а правительство ФРГ презентовало башенный крест.


Händelallee своими обоими концами упирается в Klopstockstrasse. В самом начале этой улицы за деревьями прячется 17-этажная башня, получившая название «Жираф» (Klopstockstrasse, 2).



В этом многоэтажном муравейнике берлинский архитектор Клаус Мюллер-Рем / Klaus Müller-Rehm уместил 164 студии площадью 32 и 42 кв. м. Кстати, эта бетонная конструкция опирается на фундамент из 240 деревянных (!) свай, каждая из которых имеет длину 4,5 метра.



Разворачиваемся и идём по Klopstockstrasse назад до перекрёстка с уже знакомой нам Händelallee. Сразу за перекрёстком справа протянулся фасад жилого дома, спроектированного Вальтером Гропиусом (Händelallee, 3-9).



Фасады здания кажутся закруглёнными, но на самом деле отдельные узкие секции просто расположены под углом друг к другу, так что все стены в квартирах абсолютно прямые.



Все 67 квартир в доме - трёхкомнатные, но на разных этажах квартиры имеют разные планировки.


Дальше по этой же стороне улицы стоит 9-этажный дом, спроектированный французским архитектором Пьером Ваго / Pierre Vago (Klopstockstrasse, 14-18).



В доме 59 квартир от однокомнатных до четырёхкомнатных. Разноцветная облицовка изначально представляла собой стеклянные пластины, но впоследствии их заменили на металлические листы.


Заканчивает эту сторону улицы дом Алвара Аалто (Klopstockstrasse, 30-32).





Этот 8-этажный дом имеет вид буквы «П» с неодинаковыми по длине «ножками», направленными в сторону двора.




В доме 78 квартир площадью от 35 до 90 кв. м.




Противоположную сторону улицы Klopstockstrasse занимают четыре невысоких жилых дома, поставленных под углом к улице.


Первый из них - четырёхэтажный дом, спроектированный берлинским архитектором Хансом Кристианом Мюллером / Hans Christian Müller (Klopstockstrasse, 7-11).




В доме 22 квартиры площадью от 46 до 118 кв. м.



Следующий четырёхэтажный дом (Klopstockstrasse, 13-17) спроектировал тоже берлинский архитектор Гюнтер Готтвальд / Günther Gottwald.



В доме 32 одно-, двух- и трёхкомнатные квартиры, и все они имеют лоджии, выходящие на южную сторону.



Авторы третьей четырёхэтажки (Klopstockstrasse, 19-23) - два берлинских архитектора: Васили Лукхард / Wassili Luckhardt и Хуберт Хоффманн / Hubert Hoffmann.



Дом представляет собой четыре блока, объединённых остеклёнными лестничными клетками.



В доме 28 квартир площадью от 27 до 95 кв. м.



Завершает ряд четырёхэтажных домов весьма необычный дом, который спроектировал дюссельдорфский архитектор Пауль Шнайдер-Эслебен / Paul Schneider-Esleben (Klopstockstrasse, 25-27).



В доме находится 20 абсолютно идентичных двухуровневых квартир. Входы в квартиры нижнего уровня находятся внизу на уровне земли. На первом же этаже расположены и общие зоны каждой квартиры нижнего уровня. Входы в квартиры верхнего уровня находятся на галерее четвёртого этажа, куда снизу ведут две лестницы. Общие зоны квартир верхнего уровня находятся также на четвёртом этаже.



А во втором и третьем этажах, облицованных снаружи голубой керамической плиткой, расположены спальни: на втором этаже - спальни квартир нижнего уровня, на третьем, соответственно, спальни квартир верхнего уровня.



Завершает эту сторону улицы Klopstockstrasse детский сад, территория которого примыкает к участку церкви Святого Ансгара.



Теперь переходим на противоположную сторону Altonaer Strasse и попадаем в северную часть Ганзейского квартала. Под углом к Altonaer Strasse стоит жилой дом, спроектированный бразильским архитектором Оскаром Нимейером / Oskar Niemeyer (Altonaer Strasse, 4-14).



Этот семиэтажный дом не имеет нижнего этажа, дом стоит на «ножках» в форме буквы «V». В этом же свободном пространстве под зданием находятся входы на лестницы.



Лоджии всех квартир вынесены на западный фасад.



Восточный фасад представляет собой непрерывные ленты окон.



С восточной стороны на небольшом расстоянии от фасада стоит высокая башня, в которой находится лифтовая шахта с двумя лифтами.



На уровне земли дом и лифт соединены бетонной рампой.



Проходы от лифтов к дому имеются только на пятом и последнем этажах, так что жильцам всех остальных этажей приходится пользоваться внутренними лестницами. В доме 78 квартир площадью от 38 до 91 кв. м.


Перед фасадом дома установлена металлическая инсталляция, выполненная в 1958-м году скульптором Хансом Ульманом / Hans Uhlmann.



Этот креатив из металлических листов, трубок и шаров получил во время проведения выставки первую премию.


Ближе к углу дома Нимейера установлена скульптура «Лежащая» работы Alfredo Ceschiatti (1958 г.).



Огибаем дом Нимейера с востока и по парковой дорожке идём в северном направлении до Hanseatenweg. Слева за деревьями прячется скромная белая трёхэтажка, спроектированная венским архитектором Францем Шустером / Franz Schuster (Hanseatenweg, 6).



В доме 21 квартира. Все они однокомнатные и абсолютно одинаковые. Лоджии и балконы расположены на южном фасаде. С северной стороны находится вынесенная за плоскость фасада лестничная клетка, выходы с которой ведут на открытые галереи со входами в квартиры.



А с правой стороны Hanseatenweg находится низкий, сильно распластанный комплекс Академии искусств (Hanseatenweg, 10).



Весь ансамбль состоит из трёх зданий: выставочного зала площадью 2 000 кв. м., театральной студии со зрительным залом на 600 мест и административного здания.




Автор проекта - берлинский архитектор Вернер Дюттманн / Werner Düttmann.


Перед входом в здание установлена бронзовая фигура «Лежащая» (1956 г.). Автор работы - скульптор Генри Мур / Henry Moore.



На противоположной стороне переулка стоит четырёхэтажный дом необычной пятиугольной формы (Bartningallee, 12).



Автор этого компактного жилого дома - швейцарский архитектор Отто Х. Зенн / Otto H. Senn.



Комплекс здании Академии искусств боком стоит к Bartningallee, застроенной многоэтажными домами-башнями. Справа от Академии искусств находится 16-этажная башня, спроектированная немецким архитектором Хансом Швиппертом / Hans Schwippert (Bartningallee, 16).



Башня состоит из трёх объёмов, поставленных под прямым углом друг к другу.



В доме 61 квартира, из них 25 однушек площадью 46 кв. м., 8 четырёхкомнатных квартир по 93 кв. м. и 26 двухуровневых трёшек площадью 84 кв. м. Расположение двухуровневых квартир видно по угловым террасам, занимающим два этажа.



Над проектом следующей 16-этажной квадратной в плане башней работали два французских архитектора - Raymond Lopes и Eugène Beaudouin (Bartningallee, 11-13).



В этой башне 87 квартир разной площади и разных планировок.



Третью, тоже 16-этажную, башню проектировал немецкий архитектор Густав Хассенпфлуг / Gustav Hassenpflug (Bartningallee, 9).



Четвёртую 16-этажную башню проектировали два голландца - Johannes Hendrik van den Broek и Jacob Berend Bakema (Bartningallee, 7).




Этот дом имеет интересную конструктивную особенность: восточная и западная части здания смещены относительно друг друга на пол-этажа, благодаря чему большие по площади квартиры удалось сделать двухуровневыми.



Последняя башня - работа миланского архитектора Лучиано Балдессари / Luciano Baldessari (Bartningallee, 5).



Этот дом внутри имеет проходящую через все 17 этажей узкую открытую шахту, в которую выходят окна кухонь и санузлов.



Противоположная сторона Bartningallee имеет малоэтажную застройку. Дом, спроектированный датским архитектором Каем Фискером / Kay Fisker состоит из двух сблокированных объёмов: один - трёхэтажный, второй - четырёхэтажный (Bartningallee, 10).



В обоих корпусах находятся 8 однокомнатных квартир площадью 38 кв. м. и 8 двухуровневых трёшек.



Соседний дом, стоящий торцом к Bartningallee, проектировал пионер берлинского архитектурного авангарда, автор многих жилых берлинских массивов 1920-х годов Макс Таут / Max Taut ( Hanseatenweg, 1-3).



Дом состоит из нескольких трёх- и четырёхэтажных секций, смещённых относительно друг друга.



Статус памятника был присвоен Ганзейскому кварталу только в 1995-м году, а в 1980-х дом Таута был санирован: была сделана теплоизоляция внешних стен и заменены окна. В результате этих переделок фасад здания утратил аутентичность.


Последний жилой дом по этой стороне улицы - работа немецкого архитектора Эгона Айерманна / Egon Eiermann (Bartningallee, 2-4).



В 9-этажном доме с вынесенной на торец здания лифтовой шахтой находится 96 однушек и двушек.




Нижний этаж - нежилой, в нём предусматривались помещения для почты и магазинов.


Этот дом находится рядом с торговым центром и северным входом в метро, откуда и начался наш маршрут по Ганзейскому кварталу. В принципе, на этом прогулку по «бетонному раю» можно было бы и закончить. Но для полноты картины следует упомянуть ещё о двух зданиях, построенных в Западном Берлине в рамках Всемирной строительной выставки, но находящихся за пределами Ганзейского квартала. Первое сооружение - это Когресс-зал / Kongresshalle, ныне переименованный в Дом культур мира и находящийся на противоположном конце Тиргартена (John-Foster-Dalles-Allee, 10).



Оригинальное по форме здание построено по проекту американского архитектора Хью Стаббинса / Hugh A. Stubbins. США подарили Берлину это сооружение по случаю Всемирной строительной выставки.



Второе могучее и знáковое сооружение Всемирной строительной выставки, расположенное за пределами Ганзейского квартала, - Дом Ле Корбюзье (Flatowallee, 16). Он находится рядом с Олимпийским стадионом.



17-этажный жилой дом, спроектированный Ле Корбюзье, имеет длину 153 метра. Он оказался таким большим, что ему просто не нашлось места непосредственно в Ганзейском квартале.



В доме 527 квартир, причём 428 - это однушки и двушки.





Квартиры, начиная с двухкомнатных, - двухуровневые.



Весь внутренний объём здания распланирован в соответствии с разработанной самим же Корбюзье системой единиц «Modulor». Её иллюстрация размещена в виде рельефов на внешней стене здания.





К счастью, администрация Западного Берлина внесла в античеловечные расчёты архитектора свои коррективы. В первоначальном проекте Корбюзье ширина квартир предусматривалась 3,66 метров, а высота потолков, ужас-ужас, всего 2,26 метров. По требованию берлинского Департамента строительства Корбюзье увеличил ширину квартир до 4 метров, а потолки поднял до 2,5 метров.


Нижний этаж здания - нежилой, в этом открытом пространстве находится вход в дом.




В нижнем открытом пространстве размещена ещё и полностью застеклённая общедомовая прачечная.



Через всю длину дома проходят внутренние межквартирные коридоры, причём эти коридоры имеются только на 1, 3, 5, 7 и так далее этажах. Коридоры со входами в квартиры выглядят довольно-таки страшно не только из-за теряющегося вдали конца, но и из-за отсутствия дневного света. В коридорах нет окон, все они освещаются исключительно искусственным светом.



В заключении прогулки по Ганзейскому кварталу сам собой напрашивается вопрос, стал ли этот район действительно «городом завтрашнего дня» и смог ли он дать достойный ответ социалистической стройке Карл-Маркс-Аллее.


«Городом завтрашнего дня», к большому сожалению, стал. Все крупные города Европы в 1960-1970 годы рьяно взялись за строительство многоэтажных и дешёвых панельных муравейников, а уж наши родные города просто сплошным ковром заросли ими.


Конечно, местоположение Ганзейского квартала отличное. Район находится очень близко к центру, прямо от подъездов начинаются заросли огромного лесопарка Тиргартен, целый день оглушительно щебечут птицы, а под окнами жилых домов бегают белки и дикие кролики.



Но только в панельках Ганзейского квартала с их низкими потолками и плохой звукоизоляцией сейчас проживает, пожалуй, самый большой относительно других берлинских районов процент мигрантов. А вот социалистические дома Карл-Маркс-Аллее с их толстыми стенами и высокими потолками как были престижной и дорогой недвижимостью, так ей до сих пор и остаются.



Местность:  Берлин / Berlin
Местоположение