Берлин: «Район Панков»



Расположенный на северо-востоке Берлина район Панков / Pankow, как и большинство пригородов крупных городов, прошёл стандартный путь от небольшой деревни до жилого района мегаполиса. В состав Большого Берлина Панков был включён в 1920-м году, но уже во второй половине 19-го века этот столичный пригород начал превращаться в город с многоэтажными домами и промышленными предприятиями.



Если вспомнить, что большинство берлинских районов к концу войны представляло собой сплошные руины, то в Панкове на удивление хорошо сохранилась историческая застройка.



И прогулка по этому уютному и очень зелёному району даёт прекрасную возможность познакомиться с ещё одной страницей берлинской истории.




К 2000-му году на одну станцию удлинили линию метро U2, большинство станций которой было введено в эксплуатацию ещё до Первой мировой войны, и в старом районе появилась своя собственная станция «Pankow». Но хорошее транспортное сообщение Панкова с центром города было налажено задолго до появления здесь метро. В 1880-м году в Панкове построили пассажирский вокзал, его здание до сих пор стоит рядом с новой станцией метро.




И вокзал, и выход из метро находятся на улице Florastrasse.



К северу от Флораштрассе отходят короткие улицы, застроенные старыми жилыми, общественными и даже промышленными зданиями.




В 1874-м году на Mühlenstrasse пивоварня Шультхайс / Schultheiss начала строительство фабрики по производству солода / Mälzerei (Mühlenstrasse, 9-11). Весь большой комплекс зданий строился в несколько этапов вплоть до 1902-го года.



Фабрика в войну не пострадала и продолжала работать до 1945-го года.



Во времена существования ГДР корпуса фабрики использовали под склад. В 2000-х всю территорию рекультивировали, а старые здания переоборудовали под жильё.




Фасады корпусов старой фабрики, в принципе, не изменились, на них лишь появились металлические балконы, вполне вписывающиеся в стиль промышленной архитектуры.



На соседней улице сохранился огромный, сложный в плане комплекс зданий Гимназии имени Карла фон Оссицки (Görschstrasse, 42/44).




Это грандиозное сооружение построено в 1909-м году как школа для девочек.



В войну из всего комплекса пострадал только спортзал.


На улице Wollankstrasse на фоне многоэтажной застройки резко выделяется крохотный домик 1860-го года постройки (Wollankstrasse, 130).



Это то немногое, что осталось от деревни Панков. В 1874-м году в этом доме открылась деревенская булочная, а сейчас здесь функционирует небольшой Музей хлеба.



Параллельно Флораштрассе проходит улица Breite Strasse, то есть Широкая улица, которая, собственно говоря, и была главной деревенской улицей. В самом начале прошлого века на этой деревенской улице выросло совсем не деревенского вида здание Ратуши / Rathaus (Breite Strasse, 24a-26).



Могучее здание из красного кирпича представляет собой сложный коктейль из неоготики, необарокко и югенда.




К середине 1920-х, когда Панков уже был частью Берлина, районная администрация перестала помещаться в старое, повторим, огромное здание ратуши. Поэтому в 1928-1929 годах сбоку возвели облицованную клинкерным кирпичом пристройку, тоже, кстати, не маленькую.




В мае 1945-го советские войска без боя заняли ратушу, и до 1949-го года в абсолютно неповреждённом здании находилась советская комендатура.


В деревне Панков, естественно, была и своя церковь. Приходская церковь Четырёх Евангелистов / Alte Pfarrkirche «Zu den vier Evangelisten» и сейчас возвышается над Брайте Штрассе.



Первый каменный храм появился в 15-м веке на месте деревянного. Это была небольшая зальная церковь с высокой двускатной крышей и ступенчатым фронтоном.



В середине 19-го века известный немецкий архитектор Фридрих Август Штюллер значительно расширил церковь, пристроив позади старенького зданьица новый объём с двумя башнями.



В войну церковь получила серьёзные повреждения, поэтому нынешние интерьеры храма родом из 1970-х.


На Брайте Штрассе сохранилось несколько небольших особнячков, служивших богатым берлинцам летними резиденциями (Breite Strasse, 32, 41 и 45).




К северу от Брайте Штрассе отходит Ossietzkystrasse. Улица носит имя Карла фон Оссицки, и памятник этому журналисту-антифашисту стоит на газоне с правой стороны улицы.



Вообще на придомовых газонах вдоль улицы местные жители устроили небольшой скульптурный мини-парк.






Оссицкиштрассе пересекает маленькая речушка Панке, которая, собственно говоря, и дала название сначала деревне, а потом и всему большому району.



Влево от Оссицкиштрассе отходит Ринг Маяковского / Majakowskiring. На рубеже 19/20 веков эта эллипсовидная улица начала застраиваться виллами и коттеджами.




Здесь и сейчас находится район частной застройки.




В районе сохранилось немало старых вилл и небольших коттеджей.




Но в последние годы на некоторых участках появились и современные весьма стильные особнячки.




С 1945-го по 1965-й годы в домах на Ринге Маяковского жили руководители ГДР. Вот, например, в этой вилле с 1945-го года по 1960-й жил первый президент ГДР Вильгельм Пикк.




А этот особняк с 1950-го до 1965-го года служил резиденцией первого премьер-министра Восточной Германии Отто Гротеволя.




В 1965-м году руководство Восточной Германии переехало в другое место, а большие виллы заняли дипломатические представительства.



Поселились высшие чины государства на Ринге Маяковского неспроста. В сотне метров от этого комфортабельного жилья находится Дворец Шёнхаузен / Schloss Schönhausen, который в послевоенные годы служил рабочей резиденцией главы государства. Именно по этой причине при входе на территорию дворца были возведены два симметричных гостевых дома.




В конце 17-го века уже существовавшую в этом месте усадьбу приобрёл курфюрст Фридрих III, который повелел перестроить здание.



С 1740-го года до 1797-го Шёнхаузен был официальной летней резиденцией королевы Елизаветы Кристины, супруги Фридриха II Великого, но сам король проводил летние месяцы в своём любимом Сан-Сусси. В это время дворец был заново оформлен в стиле рококо.




Елизавета Кристина скончалась в 1797-м году.



После её смерти дворец использовался членами королевской фамилии, а в конце 19-го века Гогенцоллерны превратили здание в склад «лишней» мебели, картин, ковров и прочих оказавшихся не у дел предметов интерьера.




Как мы уже упоминали, в послевоенные годы не пострадавший в войну дворец стал рабочей резиденцией высших руководителей ГДР, поэтому говорить о сохранности исторических интерьеров не приходится.



Сейчас музейные работники попытались при помощи хранящихся в запасниках исторических обоев и мебели создать отдельные фрагменты дворцовых интерьеров того времени.





Но с аутентичными интерьерами можно познакомиться лишь на выставленных в каждом зале довоенных фотографиях.



Относительно неплохо сохранился большой Праздничный зал.



Но лучше всего выглядит Кедровый зал.



Он, правда, не полностью подлинный: в 1960-х меняли деревянные стеновые панели, но сделали при этом абсолютно точные копии, а вот кедровые панели, обрамляющие оконные проёмы остались от 18-го века.


Ну и конечно, хорошо сохранился просторный рабочий кабинет главы государства.




В 1960-х, когда всё руководство страны покинуло Шёнхаузен, дворец превратили в гостевой дом для глав иностранных государств и особ королевской крови, приезжавших в ГДР с официальными визитами. Для этих высокопоставленных гостей рядом с рабочим кабинетом оборудовали отдельную «квартиру» с двумя спальнями - мужской и женской, просторной гардеробной и санузлом. Причём облицованный ярко-сиреневой плиткой санузел с совершенно простенькой сантехникой выглядит примерно как в многоквартирной панельке.



Дворец стоит в окружении большого парка.




Небольшая прилегающая к дворцу часть парка обнесена забором, появившимся ещё во времена ГДР, а остальная часть бывшего дворцового парка сейчас является просто общедоступной городской зелёной зоной.



По Оссицкиштрассе возвращаемся назад к Брайте Штрассе, пересекаем её и двигаемся дальше прямо по Berliner Strasse, где по левой стороне улицы в глубине сада стоит симпатичная вилла (Berliner Strasse, 126-127), построенная в 1890-м году для богатого берлинского банкира.



Через десять лет виллу купил Йозеф Гарбаты-Розенталь, владелец стоящей по соседству сигаретной фабрики.


Дальше по той же стороне улицы высится монументальное здание Еврейского сиротского приюта (Berliner Strasse, 121).



Существующее ныне здание приюта, появившееся в 1912-1913 годах, построил на месте предыдущего сгоревшего довольно-таки известный берлинский архитектор Александер Бер / Alexander Beer.


За бывшим сиротским приютом сворачиваем налево в боковую улочку Haddichstrasse, на которой и стоят нарядные корпуса бывшей сигаретной фабрики Garbáty-Rosenthal, появившиеся здесь в 1906-м году.




Сейчас бывшие производственные корпуса реконструированы и приспособлены под жилые апартаменты.



Сделав довольно-таки большой круг по старому Панкову, мы вернулись к станции метро «Pankow». В принципе, на этом прогулку можно было бы и закончить, но если силы и время ещё остались, то мы предлагаем ненадолго пройтись ещё и по южной части района, лежащей по другую сторону от железнодорожного виадука.


Территория, прилегающая к Berliner Strasse, начала обустраиваться на рубеже 19/20 веков.



В 1906-м году на Kissingenstrasse появилось внушительных размероа здание районного суда, фасады которого напоминают стиль франконского барокко. Здесь и сейчас заседают Окружной и Мировой суды.




Немного дальше по этой же улице годом позже вырос комплекс зданий гимназии (Kissingenstrasse, 12).




Примерно в то же время была сооружена псевдоготическая краснокирпичная приходская церковь Святого Георгия.



Освоение участков за церковью прервала Первая мировая война, их застройка возобновилась в 1920-1930-е годы довольно-таки скучными жилыми кварталами. Среди этих маловыразительных жилых домов выделяется, пожалуй, квартал «Киссинген» / Kissingenviertel, расположенный между улицами Kissingenstrasse / Prenzlauer Promenade / Binzstrasse / Retzbacher Weg.



Все жилые дома этого квартала уникальны из-за совершенно нетипичных для того времени бочкообразных крыш.





А ритмично повторяющиеся эркеры придают фасадам динамику, выгодно отличая этот квартал от окружающих его соседей.



Ещё одним интересным историческим объектом в южной части Панкова является Hoffnungskirche (Elsa-Brändström-Strasse, 33-36).



В строительстве церкви, закончившемся в 1913-м году, принимала участие группа берлинских художников под руководством Вальтера Кёппена. Храм в стиле неоклассицизма с элементами барокко крайне нехарактерен для берлинских культовых сооружений начала прошлого века, в моде были краснокирпичные «готические» сооружения.




Самое интересное в этой церкви - её интерьеры в стиле позднего югенда. К сожалению, храм открывают по какому-то странному графику и на очень непродолжительное время. Так что если вы окажетесь в нужное время в нужном месте, считайте, что вам очень и очень повезло.


Церковь находится в паре сотен метров от станции метро «Vinetastraße» всё той же линии U2. Эта станция открылась в 1930-м году и до введения в эксплуатацию новой станции «Pankow» именно эта старая станция называлась «Панков».



Местность:  Берлин / Berlin
Местоположение