Дмитров: «Младший брат Москвы»



Подмосковный Дмитров, в котором проживает около 70 тысяч человек, сейчас представляет собой современный и довольно динамично развивающийся город. А между тем это один из старейших городов Подмосковья, и основал его в 1154-м году, всего-то семью годами позже Москвы, Юрий Долгорукий.



До сих пор в самом центре города сохранились остатки овального в плане древнего кремля, обнесённого мощными земляными валами.




На валах стояли деревянные укрепления с бревенчатыми стенами и 9 башнями, две из которых были проездными. Существующий ныне третий, южный, проход через вал был сделан уже в конце 19-го века.




В годы польско-литовской интервенции деревянные стены сгорели, и крепость больше никогда не восстанавливалась. Но в наше время историки сделали реконструкцию Никольских ворот, позволяющую представить, как же выглядела эта древняя крепость.



От всех средневековых кремлёвских сооружений до нас дошёл лишь величественный Успенский собор, строившийся в 1509-1530 годах.



К сожалению, первоначальный облик собора из-за более поздних перестроек претерпел значительные изменения. Не сохранились окружавшие здание с трёх сторон двухъярусные галереи, на месте которых в позапрошлом веке соорудили приделы, а красивое позакомарное покрытие заменили простой четырёхскатной крышей. В 18-м столетии рядом с собором возвели высокую колокольню.




Но внутри собора сохранился резной иконостас 17-го века с иконами 15-19 столетий.



Успенскому собору, можно сказать, повезло. До начала 21-го века в его стенах размещались экспозиции Дмитровского исторического музея, и по этой причине над зданием не особо надругались.


«Новое» строительство в кремле началось в 19-м веке.



В первой половине 19-го века на кремлёвской территории появился комплекс из 4 административных зданий, построенных по «образцовому» проекту. Комплекс состоит из корпуса Присутственных мест, двух флигелей и тюрьмы.





В конце позапрошлого века рядом с тюрьмой возвели Елизаветинскую церковь. А рядом в том же позапрошлом столетии появилось скромное здание Дворянского собрания.



Сейчас эти гражданские здания занимают отделы Дмитровского музея-заповедника. Залы Присутственных мест знакомят с древней историей Дмитровского края.



В витринах представлено немало редких археологических находок.




Первый этаж Дворянского собрания весь целиком отдан произведениям церковного искусства.




На втором этаже размещена небольшая картинная галерея и коллекция предметов интерьера дворянских усадеб.




К валам Дмитровского кремля примыкает очень просторная центральная площадь с непременным памятником Ленину.




Средневековый Дмитров имел радиальную структуру улиц, но в 1784-м году в Санкт-Петербурге был утверждён новый «регулярный план», предусматривавший разбивку городской территории на прямоугольные кварталы. Полностью реализовать новый план не получилось, но, тем не менее, в соответствии с ним проложили всё-таки две основные магистрали. Одна из них - дорога на Москву и Кашин - проходила с севера на юг, вторая - на Рогачёво и Клин - с запада на восток. На московской дороге, состоящей ныне из Советской и Московской улиц, находится красочный дмитровский вокзал, открытый в 1901-м году (Вокзальная пл.).



Перед вокзалом в центре площади стоит невысокая водонапорная башня, предназначавшаяся для заправки водой паровозов.



Но сама по себе ведущая в сторону вокзала улица Советская представляет собой лютую смесь из хрущёвок, панелек и «шедевров» современного зодчества.



Гораздо интереснее выглядят старые кварталы, расположенные к востоку от кремля, на которых среди новых коттеджей, прячущихся за высокими заборами, всё ещё стоят деревянные домики старого Дмитрова.



До середины 18-го века в Дмитрове кроме Успенского собора и монастырских построек других каменных строений не было. Лишь во второй половине 18-го столетия в городе начали появляться редкие каменные особняки местных купцов. К началу 19-го столетия в Дмитрове было всего 9 каменных зданий: 2 казённых и 7 обывательских. Но основная застройка так и оставалась деревянной.



Вдоль восточного вала кремля проходит пешеходная Кропоткинская улица.



Три последних года жизни Пётр Алексеевич Кропоткин провёл в Дмитрове.



Дом, в котором жил и скончался князь-революционер, стоит по соседству во дворе среди советских панелек (Кропоткинская ул., 95).



Этот деревянный дом на бывшей Дворянской улице построил в конце 19-го века уездный предводитель дворянства граф Олсуфьев. Он-то и продал в 1918-м году дом Кропоткину.



После смерти Кропоткина в 1921-м году в доме жила сначала вдова Петра Алексеевича, а потом его родственники, и до войны в доме сохранялась вся мемориальная обстановка. В 1924-м году на фасаде была установлена мемориальная доска работы С. Д. Меркурова.



После войны в доме размещались разные учреждения, здание постепенно ветшало, разрушалось, и в конце концов сгорело. Удивительно, что при пожаре полностью уцелели печи. В общем, когда было принято решение о создании Музея Кропоткина, дом пришлось строить заново, так что сейчас среди панелек стоит копия старого дома.



Сто лет назад к дому примыкал большой сад, в котором находились ещё и надворные постройки. Естественно, сейчас восстановить всё это во дворе жилого дома невозможно.


Внутри дом совсем невелик. Граф Олсуфьев был холостяком и считал, что 4 комнат и кухни для него одного вполне достаточно.



Сейчас в музее воссоздана обстановка, в которой жила семья Кропоткиных.




Рядом с Музеем Кропоткина сохранился ещё один деревянный образец жилой застройки Дмитрова рубежа 19/20 веков - двухэтажный дом Милютиной (Загорская ул., 38).



Дом Милютиной стоит по соседству с длинным рядом малоэтажных торговых зданий, выглядящих рядом с этим прекрасным образцом деревянного модерна жутким китчем.


Загорская улица отходит от центральной площади, и почти от площади отлично видно крупное колонное здание Дворца культуры.



В начале 2000-х на Загорской улице появилось новое здание Дмитровского музея-заповедника (Загорская ул., 17).



Созданный в 1918-м году городской музей долгие десятилетия кочевал по разным помещениям. Его размещали сначала в бывших купеческих домах, в том числе и в доме Милютиной, потом в Борисоглебском монастыре, потом в кремлёвском Успенском соборе. В 2002-м году собор вернули верующим, а у музея, наконец-то, появилось новое собственное здание с большими экспозиционными залами.



Размещённый в новом здании отдел музея посвящён истории Дмитрова от 18-го века до наших дней. Дворянский быт представлен предметами, вывезенными в музей из усадеб Дмитровского уезда.




Особенно много предметов интерьера поступило в музейные фонды из некогда роскошной усадьбы Ольгово, созданной архитектором Франческо Кампорези для богатого и родовитого семейства Апраксиных.


Интереснейшим экспонатом раздела, посвящённого жизни крестьянства, является выставленная в одном из залов самая настоящая курная изба.



Эта изба была жилой вплоть до 1920-х годов! Заглянув внутрь этой крохотной и тёмной халупки, так и хочется предъявить её тем, кто вещает о том, как жировали российские крестьяне до революции.


Не забыта в музейной экспозиции и история жизни дмитровских семей купеческого сословия.



Загорская улица переходит в улицу Минина, которая ведёт к стенам Борисоглебского монастыря (Большевистская ул., 1).



Монастырь впервые упоминается в документах в 1472-м году, но ныне существующий комплекс построек сложился в 17-19 веках. В конце 17-го века были возведены каменные стены с круглыми угловыми башнями.




На территорию монастыря ведут Святые ворота с надвратной Никольской церковью.



Святые ворота и примыкающий к ним келейный корпус образуют очень гармоничный ансамбль.



Композиционным центром монастыря служит собор Бориса и Глеба.



Храм возведён в конце 16-го века, а пристроенная к нему колокольня появилась в середине следующего столетия.



В соборе сохранился очень красивый многоярусный резной иконостас.



Жилые и административные монастырские корпуса возводились вплоть до начала 20-го века.




От перекрёстка улиц Загорской и Минина к северу уходит Пушкинская улица, пока ещё сохраняющая патриархальный вид небольшого уездного городка.



Пока ещё стоят на улице дома, в которых в 1930-х жили специалисты, работавшие на прокладке канала имени Москвы.




Жив ещё и одноэтажный с мезонином деревянный дом Фуфаевых, типичный представитель рядовой жилой застройки Дмитрова конца 19-го века (Пушкинская ул., 37).



На соседней улице Лиры Никольской находится дом Вадбольского (ул. Лиры Никольской, 7).



Этот построенный в начале 20-го века деревянный дом имитирует черты каменного ампирного особняка. К сожалению, в 1990-х дом сильно пострадал от пожара, и был восстановлен в несколько искажённом виде.


За перекрёстком улиц Пушкинской и Семенюка видна высокая колокольня возведённой в середине 18-го века Троицкой церкви (Пушкинская ул., 17).



Большой участок между Пушкинской улицей и улицей Семенюка занимает микрорайон имени Маркова. Застроенный типовыми советскими панельками, этот жилой район не представлял бы никакого интереса, если бы его не расцвечивали огромные мозаики на торцах зданий.




Все мозаичные панно посвящены детским сказкам.





Сюда хорошо приводить совсем маленьких детей для игры в «угадайку».




По улице Семенюка можно добраться до тихого района, расположенного между железной дорогой и каналом.




На Рогачёвской улице сохранился построенный в позапрошлом веке деревянный дом Возничихина (Рогачёвская ул., 16).



Купец Возничихин занимался весьма прибыльным прянично-бараночным бизнесом. Его дом в 1858-м году посетил сам Александр II, который не погнушался отведать возничихинских пряников.


В начале 20-го века на этой же улице купец Рыбаков выстроил очень красивый особняк в стиле модерн (Рогачёвская ул., 24).




В середине 18-го века в этой части города была сооружена Ильинская церковь. В советское время церковь оказалась внутри какой-то небольшой промзоны, была обезглавлена и перестроена, но красочные барочные окошки бывшего храма и сейчас видны над забором промзоны (Старо-Яхромская ул., 1).




В начале 19-го века в этой части города появилась суконная фабрика. Ткацкие корпуса частично разобрали, частично перестроили, и от всего комплекса производственных зданий сохранился длинный складской корпус (Фабричная ул., 13).




Этот редкий образец промышленной архитектуры начала 19-го века представляет собой здание из двух секций, каждая из которых имела арочный сквозной проезд во двор.



Сейчас часть улиц этого района упирается в канал имени Москвы. При прокладке канала в 1930-х годах произошла существенная трансформация города.



Канал разделил город на две половины, кроме того, исчезло несколько старых районов. Впрочем, и до канала Дмитров делила на части река Яхрома, и в этой заречной, а ныне заканально-заречной части города вполне себе кипела жизнь.




В 1760-х годах над низенькими деревянными домиками Заречья взметнулась колокольня Введенской церкви (Старо-Рогачёвская ул., 47).



В храме сохранились очень красивые интерьеры.



Роскошный многоярусный иконостас установлен сразу после постройки церкви.



Некоторые хранящиеся в церкви предметы искусства могли бы стать вполне достойными музейными экспонатами.



В 1770-1780 годах недалеко от Введенской церкви появилась большая усадьба богатых хлеботорговцев Толчёновых (Старо-Рогачёвская ул., 28).



Усадьба включала в себя похожий на дворец дом, флигель и парк с прудом.



И кстати, дом Толчёновых был одним из первых каменных жилых зданий Дмитрова. Спустя несколько десятков лет, уже в начале 19-го века, по соседству с усадьбой появилось ещё одно большое каменное сооружение - богадельня (Старо-Рогачёвская ул., 26).



Но в принципе застройка заречной части Дмитрова долгое время так и оставалась деревянной.



Заречье и сейчас всё ещё является районом с большими кварталами частного сектора. Наверное, так выглядели когда-то даже главные магистрали города, но их как начали в 1960-х застраивать многоэтажками, так до сих пор никак и не остановятся.


Причём строительство как всегда ведётся по принципу, куда что уместилось, то и воткнули, абсолютно не заморачиваясь при этом созданием хоть какого-либо логичного архитектурного ансамбля.



И на сегодняшний день «младшего брата Москвы» с сестрицей роднит не только общий отец-основатель, но и строительная вакханалия, длящаяся, хоть и в меньших масштабах, чем в Москве, вот уже не один десяток лет.



Местность:  Московская область