В 4-х километрах от Козельска находится мужской Свято-Введенский ставропигиальный монастырь, больше известный как Оптина пустынь.
По преданию монастырь основан в конце 14-го века раскаявшимся разбойником по имени Опта, но в документах обитель впервые упоминается в 16-м столетии. В 17-18 веках Оптина пустынь была маленьким и бедным монастырём, но в конце 18-го столетия в нём всё-таки начинается новое строительство.
Расцвет монастыря пришёлся на 19-й век, и не последнюю роль в превращении монастыря в важный духовной центр сыграли оптинские старцы. Одним из них был схиархимандрит Моисей, при котором были воссозданы старые и построены новые культовые и жилые здания монастыря.
В 1830-х годах была сооружена ограда с угловыми башнями.
Тогда же были возведены южные Святые врата.
Шатровая башня ворот - новая, её соорудили в 2000-м году в ходе реставрационно-восстановительных работ.
После революции насельников монастыря из обители, конечно, выселили, а в опустевшей Оптиной пустыни открыли музей. В 1931-м году на территории монастыря начал работать дом отдыха, который в 1939-м году после раздела Польши превратили в лагерь для 5 тысяч польских военнопленных офицеров. В годы войны в монастыре сначала функционировал госпиталь, а потом тут устроили фильтрационный лагерь. С 1945-го года в Оптиной пустыни находилась воинская часть, и можно себе представить, в каком виде были все постройки в 1987-м году, когда обитель передали РПЦ.
Территория монастыря имеет почти квадратные очертания.
В центре стоит собор Введения во Храм Пресвятой Богородицы.
Строительство нового Введенского собора началось в середине 18-го века, и он стал первой новой капитальной постройкой в старом монастыре.
Собор окружают 4 церкви. Непосредственно у южных Святых ворот стоит небольшая церковь Преображения Господня.
Построен этот храм в 2000-х годах, но исторически такой церкви в монастыре никогда не было.
Церковь Иконы Казанской Божией Матери строилась в первое десятилетие позапрошлого века.
В первые годы того же столетия была возведена колокольня, к которой примыкают два братских корпуса.
За колокольней находятся западные Святые врата, которые до революции были главным входом в монастырь.
Позади собора стоит церковь Марии Египетской.
Здание сооружено в 1824-м году как трапезная, но после постройки новой трапезной старую превратили в храм. Построенная в середине 19-го века новая трапезная стоит по соседству с храмом Марии Египетской.
Сбоку от Введенского собора стоит церковь во имя Иконы Владимирской Божией Матери.
Это здание тоже совершенно новое, так как построенная в 1811-м году подлинная церковь была разрушена.
Удивительно, но, несмотря на пёструю историю обители в 20-м веке, от бывшего монастырского кладбища сохранилось множество старых надгробий, причём все они в хорошем состоянии.
Непонятно, как они уцелели и где «хранились» на протяжении десятков лет.
В первой половине 19-го века в Оптиной пустыни кроме новых храмов также активно строились жилые и хозяйственные здания. В монастыре появились библиотека, настоятельский и братские корпуса, большой хлебный корпус.
В юго-восточной части монастырской территории в 2008-м году появилась Воскресенская часовня.
Поставлена она над могилами трёх монахов, убитых на Пасху в 1993-м году. А на месте их убийства сейчас стоит деревянная звонница.
Перед южными Святыми вратами раньше было кладбище, на котором в 1860-х годах поставили храм. Ни кладбище, ни церковь не сохранились. Существующая сейчас на месте бывшего кладбища церковь Всех Святых построена в 2000-х.
Большая территория перед южными воротами обстроена многочисленными корпусами паломнических гостиниц.
Впрочем, гостиницы для приезжающих существовали со второй половины позапрошлого века.
Среди старых гостевых домов стоит трапезная с церковью Илариона Великого.
За восточной стеной монастыря начинается Монастырская роща.
Дорожка от монастыря ведёт через рощу к Иоанно-Предтеченскому скиту.
Вырубка деревьев в роще была запрещена, дабы скит всегда был скрыт от глаз.
Именно в ските жили оптинские старцы, принесшие славу монастырю.
Их домики сохранились, вот только вход в скит мирянам запрещён. Из-за ограды частично видна лишь церковь Льва Катанского, построенная в 1902-м году.
В 12 километрах от Оптиной Пустыни находится ставропигиальный женский монастырь Казанская Свято-Амвросиева пустынь.
Монастырь стоит на высокой горе над долиной реки Серёна, и с монастырской территории видны уходящие в бесконечность дали Национального парка «Угра».
Появление монастыря в селе Шамордино связано с именем оптинского старца Амвросия. Именно он благословил схимонахиню Софию на создание женской общины.
Женская община в селе Шамордино была утверждена в 1884-м году, и тогда же при общине была построена церковь Пресвятой Троицы.
Старец Амвросий несколько последних лет жизни и сам провёл в Шамордине, там он и скончался в 1891-м году. К Амвросию из Москвы часто приезжала Анна Яковлевна Перлова, жена известного московского чаеторговца Сергея Васильевича Перлова, владельца знаменитого чайного магазина на Мясницкой улице.
В 1901-м году община получила статус монастыря. Финансовую заботу о монастыре взяли на себя супруги Перловы.
Большие финансовые возможности и прекрасный вкус Перловых позволили создать в монастыре удивительный по красоте ансамбль построек.
На средства Сергея Перлова был построен большой многокупольный Казанский собор.
Храм, вмещающий 5 тысяч человек, был освящён в 1902-м году, а проектировал его Сергей Шервуд, сын знаменитого архитектора Владимира Шервуда, автора здания Исторического музея в Москве.
Фигурной кирпичной кладкой этого здания любоваться можно бесконечно.
А сложнейшие оконные переплёты похожи на изысканные кружева.
Первоначальные интерьеры Казанского собора, к сожалению, не сохранились.
Колоссальный внутренний объём здания дополнен длинными хорами, из-за чего внутри собор выглядит трёхнефнефным и немного напоминает западно-европейские базилики.
Рядом с Казанским собором стоит не менее декоративно оформленная трапезная.
Монастырскую трапезную строил Роман Клейн, тоже не последний архитектор того времени.
Собор и трапезная соединены живописным арочным переходом.
В 1906-м году на средства Перлова была возведена водонапорная башня.
Сбоку от собора и трапезной сохранились старые гостевые домики.
А вот дом Амвросия не сохранился, на его месте стоит храм Амвросия Оптинского.
Анна Яковлевна и Сергей Васильевич Перловы часто приезжали в Шамордино, подолгу жили там и даже построили на территории монастыря собственный красочный дом.
Сергей Васильевич Перлов скончался в 1910 году и был похоронен в Шамординском монастыре.
Анна Яковлевна умерла в Москве в 1918 году, и место её захоронения неизвестно.
Казанский собор, трапезная, водонапорная башня, Амвросиевская и Троицкая церкви находятся на общедоступной территории, но очень большая часть монастыря, закрытая от глаз посторонних густо разросшимися деревьями, недоступна для мирян.
А между тем на этой территории сохранились построенные на средства Перловых красивые кирпичные здания сестринского корпуса, начальной школы, приюта для девочек, мастерских, больницы и богадельни с церковью иконы «Утоли моя печали».
Верхушки всех этих зданий можно увидеть лишь из-за забора, обойдя монастырь с севера.
Около Троицкой церкви начинается ведущая вниз с горы длиннущая лестница.
Лестница ведёт к нескольким источникам и купели.
Кстати, температура выходящей на поверхность воды в разных источниках разная.
Казанскую Амвросиеву пустынь в 1923-м году закрыли, а все земли и постройки передали местному колхозу. В 1990-х монашеская жизнь в Шамордине возобновилась.
Но полностью все монастырские строения передали РПЦ лишь в 2015-м году. С одной стороны, это благо, так как здания обрели заботливых хозяев, с другой стороны, часть объектов культурного наследия оказалась полностью недоступной для осмотра. И кроме того, нам в монастыре никто не сделал замечания, но официальными правилами посещения обители видео- и фотосъёмка в монастыре запрещена. И тем не менее, красота даже части доступных для осмотра построек способна вызвать у ценителей архитектуры настоящий экстаз.
Местность:
Калуга и Калужская область