Потсдам. Часть 4. «Пролетарии всех стран ...»



Пламенный призыв к пролетариям в Потсдаме, похоже, знали задолго до рождения самого основоположника марксизма. В течение нескольких столетий Потсдам охотно давал кров иноземцам и иноверцам, а те, в свою очередь, платили за гостеприимство своими знаниями и умениями. Для переселенцев за казенный счет строили жилые дома, мастерские и церкви, и в толерантном, веротерпимом Потсдаме 17-19 в.в. никто и не помышлял о превосходстве «арийской расы».


В самом центре современного Потсдама по обе стороны от Bassinplatz / Бассейновой площади сохранились свидетели интернационального прошлого города.


В 1685 году Великий курфюрст Фридрих Вильгельм пригласил в свою «вторую столицу» 20 тысяч французских гугенотов. Большей частью это были мастеровые люди, искусные механики и оптики, кондитеры и повара.


К сожалению, Французский квартал был полностью разрушен во время войны, от него остались лишь названия «Французская улица» / Französische Strasse и Французская церковь / Französische Kirche (Am Bassinplatz).




Церковь возведена в 1751/53 г.г. по проекту придворного архитектора Кнобельсдорфа, руководил строительством мастер Ян Боуманн-старший.



А по другую сторону Bassinplatz находится нарядный Голландский квартал / Holländisches Viertel (Friedrich-Ebert-Strasse / Hebbelstrasse / Gutenbergstrasse / Kurfürstenstrasse), переживший войну без потерь.



Внук Великого курфюрста прусский «король-солдат» Фридрих Вильгельм I в начале 18-го века пригласил в Потсдам голландцев, ценившихся в те времена своими знаниями и умениями в области механики, плотницкого ремесла и точных наук.


В 1737-1742 г.г. архитектор Андреас Бергер / Andreas Berger и плотницких и корабельных дел мастер Ян Боуманн-старший / Jan Boumann d. Ä., который, кстати, и сам был из числа голландцев–иммигрантов, на окраине тогдашнего Потсдама (сейчас-то это самый что ни на есть центр города) построили целый городок с голландскими домиками.



Голландский квартал из 134 домиков представляет собой четыре каре, разделенных двумя перпендикулярными улицами – Mittelstrasse и Benkerstrasse.



Кирпичные дома квартала, по сути, повторяют «типовые» домики Потсдама, вот только их фасады имеют характерный вид голландских жилищ 17 века.



Между собой домики различаются размерами и видом высоких фронтонов.






Иногда в ряду домов встречаются здания вообще без фронтонов, с простой вальмовой крышей.



Очень хорошо кирпичную кладку оттеняют белокаменные обрамления окон и дверей.




Сейчас потсдамский Голландский квартал – одно из наиболее посещаемых туристами мест города, и почти все первые этажи зданий заняты ресторанами, барами и маленькими магазинчиками сувениров.



В 1750 году сын «короля-солдата» прусский король Фридрих II (Фридрих Великий) пригрел в Потсдаме богемских гуситов. Рядом с Потсдамом король приказал построить для богемских беженцев специальный поселок, получивший славянское название Новавес / Nowawes.



Сейчас историческое чешское поселение находится в потсдамском районе Бабельсберг (подробной прогулке по Бабельсбергу посвящена отдельная статья ).


В отличие от расположенного в центре Потсдама Голландского квартала, Бабельсберг находится довольно-таки далеко от центра, и чтобы добраться до этого района, лучше воспользоваться общественным транспортом.


Центром созданного в середине 18-го века поселка Новавес стала небольшая треугольная Weberplatz / Ткацкая площадь.




Дело в том, что все богемские иммигранты занимались либо прядильным, либо ткацким производством, что отразилось в названии улиц, окружающих площадь, - улица Суконщиков / Tuchmacherstrasse, Ниточная / Garnstrasse, Веретённая / Spindelstrasse, Шерстяная / Wollestrasse...


В центре Ткацкой площади / Weberplatz стоит скромная церковь св. Фридриха / Friedrichskirche.



Церковь построена в 1752/53 г.г. (арх. Ян Боуманн / Jan Boumann), и в 18-м веке храм находился в совместном пользовании и богемской, и немецкой общин.



В 1995 году перед церковью установлен памятник чешскому реформатору Яну Коменскому.



В 1751/54 г.г. вокруг площади проложили 5 улиц, на которых отстроили 155 типовых домов для чешских переселенцев.




Десятилетие спустя, в 1764/66 г.г., достроили еще 55 домов. На сегодняшний день из 210 домиков поселка Новавес уцелело около 100 штук.


Простые одноэтажные фахверковые оштукатуренные домики с высокими крышами были рассчитаны на две семьи.




Каждый дом был одновременно и жильем, и мастерской, поэтому во всех домиках предусматривалось наличие большой комнаты для размещения в ней ткацкого станка. Сейчас в одном из ткацких домиков 1752 года (Karl-Liebknecht-Strasse, 23) находится небольшой музей, в котором воссоздана обстановка середины 18-го века.


Улицы поселка Новавес распланированы весьма необычно – они невероятно широкие. При этом проезжая часть узкая, значительную же поверхность занимают широченные газоны.



Такая организация уличного пространства создавалась изначально при прокладке улиц в середине 18-го века, а широкие газоны перед домами служили местом для расстилания холстов для выбеливания их на солнце.



Как мы уже говорили, вокруг площади Weberplatz сохранились и широкие улицы бывшей ткацкой слободы, и многочисленные домики богемских ткачей. Правда, почти на всех улицах в ряд исторических строений успели вклиниться более поздние здания, в основном конца 19 – начала 20 в.в.



А вот улица Karl-Gruhl-Strasse осталась почти нетронутой и сохранила неповторимую атмосферу бывшего поселка чешских ткачей.





Наконец, уже в 19-м веке в Потсдаме появилась настоящая русская деревня Александровка / Russische Kolonie Alexandrowka.



Александровка находится не в самом центре города, но до нее несложно добраться и пешком. Если после осмотра Голландского квартала пройти через ворота Nauener Tor, то прямая улица Friedrich-Ebert-Strasse через 10 минут неспешной прогулки приведет прямо к деревянным избушкам Александровки.


После окончания войны 1812 года Александр I подарил прусскому королю Фридриху Вильгельму III двенадцать русских солдат–певцов, попавших во время войны в плен. В 1826 году в память об умершем русском царе прусский король приказал построить для русских солдат настоящую русскую деревню.




Территория колонии представляет собой узкий длинный овал с двумя улицами, пересекающимися в виде андреевского креста.




Вдоль улиц стоят 12 бревенчатых изб, еще одна, тринадцатая, находится в центре деревни, на пересечении улиц.




Около каждой украшенной деревянной резьбой избы есть хлев и огромный сад.




Удивительно, но и сейчас в некоторых домах живут потомки тех русских солдат, для которых и была построена деревня, и многочисленные таблички с именами и фамилиями владельцев, размещенные на фасадах, являются своеобразной летописью семьи.




В одной из изб разместился музей, в котором можно подробно узнать всю историю Александровки.



Еще один дом занял русский ресторан.




К северу от Александровки на холме Kapellenberg в густых зарослях деревьев стоит русская православная капелла Александра Невского / Alexander-Newski-Kapelle.



Этот старейший в Западной Европе православный храм построен в 1826/29 г.г. Проект сооружения разработан русским архитекторм Василием Стасовым, а руководил строительством знаменитый немецкий архитектор Карл Фридрих Шинкель.



У стен храма – небольшое кладбище.




Слева от церкви стоит небольшой деревянный дом, построенный специально для короля. Сюда прусский монарх любил заезжать, чтобы попить чаю и послушать пение тех самых русских певцов, для которых он построил такую необычную для Западной Европы деревню.



На соседнем холме Pfingstberg в пяти минутах ходьбы от русской церкви горделиво высится монументальное сооружение Бельведер.



По одну сторону от Александровки вдоль улицы Am Schragen протянулся разноцветный и очень уютный жилой район, в котором до начала 1990-х жили семьи советских военнослужащих (подробнее об этом квартале см. ЗДЕСЬ ).



С другой стороны территорию русской колонии огибает Пушкинская аллея / Puschkinallee, вдоль которой протянулся хорошо сохранившийся ансамбль богатых вилл второй половины 19-го века.



Ну и, кроме того, от Александровки рукой подать до дворцово-паркового ансамбля Neuer Garten / Новый сад с его Мраморным дворцом и вошедшим в новейшую историю дворцом Цецилиенхоф , в котором летом 1945 года состоялась Потсдамская конференция.



Местность:  Потсдам / Potsdam
Местоположение